Метрика ЯндексПуть к самопринятию - Психологическая служба Свет
Логотип
← Все истории

Путь к самопринятию

Подросток переживал период бунтарства и эмоциональных кризисов. Индивидуальная терапия помогла осознать свои чувства и принять перемены в жизни.

Длительность терапии в неделях: 24

Денежные затраты: 52000

Начало работы (1–6 неделя)

С самого первого сеанса я стараюсь создать обстановку, где подросток чувствует себя в безопасности.

«Здесь нет правильных ответов и оценок, здесь есть только ты и твои переживания», — говорю я.

Мой клиент, «Миша» (имя изменено), пришёл настороженным: плечи вперёд, взгляд в пол. Он едва слышно произнёс:

«Не знаю, зачем я вообще здесь».

С помощью метода активного слушания я даю понять, что ему не надо притворяться. По словам Карла Роджерса:

«Лишь приняв себя, человек может измениться к лучшему».

Через пару минут он уже рассказывал о напряжении в семье и желании «оторваться от всего мира».


Работа с эмоциями (7–18 неделя)

Дневник чувств

Я предложила вести ежедневный «дневник эмоций»:

  1. Запиши три события, которые тебя зацепили.
  2. Определи, какие чувства они вызвали.
  3. Отметь, как ты на них отреагировал.

Первое время Миша писал сухие фразы:

«Урок математики — скучно».

Но со временем описания стали глубже:

«Сцена на перемене — обида, когда друзья перешли на другую тему без меня».

Через несколько недель он сам заметил:

«Я понимаю, что чаще всего раздражаюсь, когда чувствую себя ненужным».

Техника «стоп‑кадр»

Когда на 12‑й неделе случился серьёзный конфликт с одноклассником, эмоции достигли пика. Миша пришёл на сессию подавленным:

«Мне казалось, что всё рухнуло».

Мы провели технику «стоп‑кадр»:

  • Представили конфликт как кино.
  • «Поставили на паузу» в момент сильной эмоции.
  • Рассмотрели свои мысли и ощущения «со стороны».

В этот момент Миша впервые сказал:

«Я не просто вспылил — я испугался, что меня отвергнут».


Кризис и переломный момент

В середине терапии подросток столкнулся с новым вызовом: экзамен по русскому языку. Волнение превратилось в блок — он не мог даже открыть тетрадь.

«Я знаю правила, но в голове — рой мыслей: а вдруг я ошибусь?».

Я объяснила ему принцип Виктора Франкла:

«Когда человек не может изменить обстоятельства, ему приходится менять своё отношение к ним».

Мы отработали технику «переформулировки»:

  • Из «Я ничего не смогу» → «Я сделаю шаг, и это уже движение вперёд».
  • Из «Все решения важнее моих» → «Мои мысли имеют значение».

После серии ролевых проигрышей экзаменационных ситуаций Миша признался:

«Когда я проговорил вслух свои страхи, они сразу стали меньше».


Завершение терапии (19–24 неделя)

Новые внутренние установки

К концу курса мы вместе сформулировали три ключевых афоризма, которые он записал на стикерах и приклеил у компьютера:

  1. «Я заслуживаю внимания»,
  2. «Мои эмоции — мои учителя»,
  3. «Перемены — не угроза, а шанс».

Каждый раз, когда тревога подскакивает, он читает их про себя и делает пару глубоких вдохов.

Переход в действие

Миша не только изменил мышление, но и поведение. Он:

  • Подписался в школьную газету и впервые написал колонку о своих увлечениях.
  • Пошёл на кружок робототехники, несмотря на страх показаться «не таким, как все».
  • Начал помогать младшим школьникам по математике — чтобы увидеть, как меняется взгляд других на него.

«Каждый раз, когда я помогаю другим, я чувствую: я способен на большее», — поделился он на последней сессии.


Эпилог и приглашение

Путь к самопринятию начинается с признания своих слабостей и уязвимости. Как писал Фёдор Достоевский:

«Красота — в простом и честном признании себя».

Если вы заметили, что ваш ребёнок замыкается, испытывает постоянное напряжение или страх ошибиться — это сигнал, который нельзя игнорировать. Позвольте ему встретиться с профессионалом, который поможет услышать собственный голос и сделать первый шаг навстречу себе.

Онлайн-запись
Онлайн-запись